Новости | О проекте | Самооборона | Игры | Блоги | Онлайн-трансляции
Авторизация


История создания САМБО


Мы должны учитывать, что первым всегда трудно. Им, как правило, не у кого учиться, а необходимость учить других уже имеется. Такими первопроходцами в нашей стране были И. Лебедев, В. Спиридонов, И. Солоневич, Н. Ознобишин, В. Короновский и М. Яковлев, которые обобщали свой опыт в пособиях, опубликованных в 1915-1933 годах.

Изображение
Виктор Афанасьевич СПИРИДОНОВ (1883-1943)

Более или менее удачно соединяя те или иные зарубежные системы (английский и французский бокс, греко-римскую и вольную борьбу, джиу-джитсу, приемы штыкового боя), которые они изучали по зарубежным источникам, указанные авторы пытались создать свои системы. Их отличительной чертой было стремление в короткий срок обучить приемам, позволяющим отражать внезапное нападение, обезоруживать и задерживать противника.

Эти системы предназначались для профессионального использования и поэтому были недоступны широким слоям населения.

Знакомясь с историей появления систем самозащиты в России, можно сделать следующие выводы: зарубежные системы распространения не получали, не прививались и со временем прекращали свое существование. Но все же они дали значительный толчок новым, более эффективным поискам.

Большой вклад в развитие самозащиты внес преподаватель Московского института физкультуры Василий Сергеевич Ощепков. Он разучил дзюдо в Токийском институте Кодокан и обучал своих многочисленных учеников, как он сам писал, «по каноном дзюудо», сосредоточивая внимание на прикладной его части. Несмотря на свое же собственное высказывание, Ощепков предпринимал многочисленные творческие попытки обогатить и расширить рамки дзюдо, создать новую систему самозащиты, приспособленную к нашим условиям.

В. С. Ощепковым было воспитано много учеников, ставших впоследствии известными тренерами, педагогами и пропагандистами в области самозащиты и спортивной борьбы.



1938 год является одновременно и переломным моментом в области развития спортивной борьбы и самозащиты, и исторической вехой, с которой начала свой отсчет универсальная система САМБО. В июне – июле в Москве проходил 1-й Всесоюзный тренерский сбор и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора был назначен ученик В. Ощепкова Анатолий Харлампиев.

На конференции с основными докладами «Об основах советской борьбы вольного стиля» (так называлась в то время спортивная борьба самбо) и «Систематика, терминология и классификация элементов» выступил А. А. Харлампиев.

В июне – июле 1938 года прошел Всесоюзный тренерский сбор.

Ленинградская газета «Спартак» извещала своих читателей:

«Тренерский сбор дзюдоистов

6 июня в Москве открывается Всесоюзный тренерский сбор по борьбе вольным стилем — дзюу-до. Ленинград получил три места и посылает на сбор тт. Васильева, Ларионова и Магеровского.

Задачей сбора является установление единого принципа в методике преподавания, тренировки и повышения квалификации и спортивного мастерства по дзюу-до Сбор продлится один месяц».

«Красный спорт» 27 июня отразил это событие иначе:

«БОРЬБА ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
на Всесоюзном сборе тренеров

Среди большого числа национальностей, населяющих Советский Союз, весьма популярны свои виды спортивной борьбы с подножками. Каждый из этих видов содержит очень сильные, даже виртуозные, приемы, создававшиеся в течение столетий.

Сейчас в Москве Всесоюзный комитет проводит сбор, на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы — киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.

Среди участников сбора — чемпионы Москвы Будзинский и Шенин, Ленинграда — Васильев и Ларионов, чемпион СССР по борьбе на поясах Невретдинов и др.

Старший тренер сбора — А. Харлампиев. Ежедневно на стадионе им. 1 Мая идет учебная работа. Участники знакомят друг друга с различными приемами своего вида и т. д. Таким образом, наша борьба вольного стиля, представляющая собой уже сейчас стройную систему, имеющую свои правила соревнований, пополняется новым материалом из национальных видов, обогащающим ее технику.

Первый Всесоюзный тренерский сбор и учебно-методическая конференция, которая за ним последует, призваны заложить научный фундамент в этом виде спорта, имеющий большое прикладное и оборонное значение.
С. Магеровский
А. Ларионов».

Между приведенными публикациями прошло 20 дней, но именно они в буквальном смысле слова потрясли до основания систему дзюдо, которая почти на четверть века прекращает свое существование на территории СССР.

0 революции, которая должна была произойти в этот короткий срок, судя по всему и по газетным публикациям, не знали даже его непосредственные участники. Частично знало об этом руководство:
«Утверждаю:
Зам.председателя
ВКФКиС при СНК СССР
Герасимов

5 июля 1938 года
Повестка дня
Всесоюзной организационно-научно-методической конференции по борьбе вольного стиля (дзюу-до)

Орг. вопросы

1. Доклад о работе Всесоюзной секции по борьбе вольного стиля (дзюу-до) докл. т. Рубанчик
2. Доклад о работе Ленинградской секции по борьбе вольного стиля (дзюу-до) докл. т. Васильев
3. Информация о работе по борьбе вольного стиля (дзюу-до) с мест.
4. Выборы рабочего президиума Всесоюзной секции по борьбе вольного стиля (дзюу-до).
Научно-методические вопросы

5. Основы советской борьбы вольного стиля докл. т. Харлампиев.
6. Систематика и терминология борьбы вольного стиля докл. т. Харлампиев.
7. Биологическое обоснование борьбы вольного стиля докл. т. Щегаев.
8. Методы изучения травм и техника безопасности во время тренировок и вольных схваток по борьбе вольного стиля.
9. История развития борьбы вольного стиля докл. т. Галковский.
10. Тактика при проведении вольных схваток по борьбе вольного стиля докл. т. Селезнев.
11. Физиологическое обоснование удушающих захватов докл. т. Щеголев

Начальник Главной инспекции спорта Скалкин.
Главный Инспектор Бухаров».

Старший тренер сбора Харлампиев познакомил всех с тем богатством, которое он успел собрать к этому времени. Прибывшие из разных республик участники сбора быстро разобрались в том, что, в принципе, для каждого из них нет ничего нового в изложении тех приемов, с которыми они встречались в своих народных видах борьбы. Но для всех явилось принципиально новым предложение соединить их в единую систему.

Как по мановению волшебной палочки, из повестки дня исчезли все доклады, связанные с «борьбой вольного стиля дзюу-до» и председатель президиума конференции Александр Матвеевич Рубанчик объявляет: «Первым доклад на тему «Основы советской борьбы вольного о стиля сделает т. Харлампиев».

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, — говорил в своем выступлении Анатолий Харлампиев, — послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля.

В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.

Наши правила в самой своей основе подчеркивают необычайную ценность национальных бросков. Бросок из стойки на спину — это тот бросок, к которому больше всего стремятся национальные борьбы. Этот бросок признается нами за полную победу.

Все национальные борьбы в Советском Союзе проводятся в одежде, начиная от одного пояса и кончая узбекским халатом. Вот из комбинации всех этих одежд и получается наша одежда, ибо мы ставим вопрос так, чтобы удобно было бороться всем — и грузинам, и татарам, и узбекам, и другим национальностям».

Далее Харлампиев говорит о том, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы из зарубежных видов борьбы: финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.

Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях. «Мы сами можем составить правила» — это высказывание из доклада шло параллельно с мыслью о том, чтобы они были максимально прикладными.

«Биология анатомия и физиология, механика и биомеханика, педагогика и психология» — это не было простым перечислением привлекаемых к работе над системой наук. На убедительных примерах было показано, какую ценность несет обращение к ним.

Стенограмма, подробно воспроизводящая ход конференции, говорит о том, что все присутствующие однозначно восприняли оригинальность и перспективность создаваемой системы.

Участниками конференции было предложено «все материалы по советской борьбе вольного стиля установочного характера опубликовать в печати с тем, чтобы нас знали и не путали с чем-нибудь другим..., представляли себе отличие нашей борьбы от других видов ее...»

Очень показательно, в этом смысле, выступление Рубанчика: «Необходимо более детально разработать... историю существования тех видов бросков, которые мы считаем нашими. Это необходимо сделать и для того, чтобы со стороны крупных иностранных специалистов не было на нас резких нападок в смысле присвоения нами тех или иных видов борьбы и приемов ее...

Мне хотелось бы, чтобы это наше утверждение было точным, например, подсечка является не японским приемом, а нашим; «конек» (подсад бедром - А. X.) — это не японский прием, это элемент татарской борьбы. Я считаю, это необходимо сделать, чтобы к основным приемам нашей советской борьбы вольного стиля никакая страна, никакой зарубежный клуб не могли бы предъявить претензий в грубом плагиате».

Далее участники конференции приступили к работе над правилами «советской борьбы вольного стиля». Это были еще далеко не те правила, которые появились в первые послевоенные годы, и, тем более, не те правила, к которым нас привели в 80-х годах... Не суть важно, что почти 60 лет назад мастерам, например, разрешалось пользоваться рычагами в стойке и удушающими захватами. Гораздо важнее было определить ту основу, на которой могли бы разрабатываться универсальные правила.

Анатолий Аркадьевич прекрасно понимал, что каждая отдельно взятая народная борьба или система самозащиты ограничена рамками обычаев и традиций, обусловлена географическим положением и климатическими условиями, социумом. Все это, в конце концов, благодаря правилам и делало один вид единоборства или самозащиты отличным от другого.

В качестве методологии создания (в дальнейшем и совершенствования) универсальных правил были заложены «три кита»: прикладность, зрелищность и безопасность. Безопасность в свою очередь решала вопросы не только безопасности занимающихся борьбой, но и, в экстремальной ситуации, возможность дозирования при проведении приемов, т. е. проявление гуманности по отношению к противнику.

Во второй день работы вновь центральными стали доклады Харлампиева по терминологии, классификации и систематике советской борьбы вольного стиля.

«Систематика, — говорил он, — новая наука в нашем виде спорта, а в других видах и вовсе не встречающаяся». Также было упомянуто о различных видах систематики, которые он применил к борьбе, таких как:

* национальная (учитывающая весь арсенал приемов народной борьбы), конституционная (исходящая из особенностей строения тела борца и его противника);
* боевая (приемы, используемые в экстремальной ситуации и исходя из того, как противник нападает);
* педагогическая (дающая возможность распределять учебный материал по периодам обучения).

Все эти систематики обладают способностью изменяться, и нередко очень существенно, в качестве чего был приведен пример педагогической систематики, которая меняется хотя бы с изменением контингента обучающихся.

Основное же внимание Харлампиев сосредоточил на систематике морфологической (т. е. основанной на форме данного броска, которая, не меняясь в своих основах, дает возможность бесконечно накапливать и расширять материал). К том же такая систематика, расположенная подобно Периодически системе Менделеева, имеет большую наглядность.

Докладчик убедительно показал, что большое количество имеющихся у него карточек с описаниями бросков, так и осталось бы грудой бумажек, если бы он не занялся вопросами терминологии, которая, в свою очередь, позволяет классифицировать и в конечном итоге систематизировать весь накопленный материал.

Он подчеркнул: «Цель терминологии — зафиксировать, что чем мы называем». А после изложения сказал: «То, что я прочитал в пять минут, вмещает в себе терминологию пяти тысяч вариантов... — это упростит работу и создаст общий язык для всех наших коллективов».

Конференция приступила к обсуждению докладов Анатолия Харлампиева.

Первым высказался Ларионов: «Я внимательно слушал объяснения т. Харлампиева, и у меня начали открываться глаза. Четыре года мы работаем по борьбе, и сейчас представляется мне, что мы работали эти четыре года очень кустарно и научно очень примитивно. Если бы эта схема была у каждого работника по данному виду спорта, имелся бы стимул к более творческому пути, и не только у тренера, но и у членов коллектива.

Чем больше мы будем «мариновать» этот материал, тем большее преступление мы на себя возьмем. У меня будут такие конкретные предложения: во-первых, официально зафиксировать авторство создания таблиц систематики советской борьбы вольного стиля за т. Харлампиевым; во-вторых, предложить Методической комиссии подробно ознакомиться с ней в ближайший срок с тем, чтобы к концу 1938 года выпустить ее в свет...»

Несколькими днями позднее Анатолий Аркадьевич стал обладателем следующего документа:
«ВЫПИСКА
из постановления Всесоюзной конференции по борьбе вольного стиля
6 июля 1938 г.

1. Труд тов. Харлампиева А. А. одобрить.
2. Зафиксировать за тов. Харлампиевым А. А. авторство созданной им систематики и терминологии элементов борьбы вольното стиля.
3. Поручить тов. Харлампиеву А. А. подготовить все вышеизложенное для издания объединенным трудом в виде учебника для тренерского состава по борьбе вольного стиля, обильно иллюстрированного фотографиями.

Подлинное за надлежащими подписями
Выписка верна:
печать
гл. инспектор по тяжелой атлетике
Бухаров». http://sambo.spb.ru


" + "
Введите код на картинке:" + "
" + "
" + ""; var InnerDiv = document.getElementById("reply_comments_form_" + parent_ID); if(!InnerDiv.innerHTML) InnerDiv.innerHTML = FormBody; else InnerDiv.innerHTML = ""; }




Обратная связь
Имя:
Email:
Сообщение: