Новости | О проекте | Самооборона | Игры | Блоги | Онлайн-трансляции
Авторизация


Дорога в Голливуд Олега Тактарова

 

Для зареченской школы В.В. Гритчина и для него самого имя Тактарова было священно. «Как, ты не знаешь, кто такой Тактаров, — грозно наступал на меня году в 92-м Владимир Владимирович, — он корифей в нашем спорте, кумир наших мальчишек!» Так впервые, устыдившись собственной дремучести в знании славных страниц самбо, я услышала это имя.

Олег Тактаров - самбист из России в Голливуде

С тех пор звучная фамилия спортсмена, жившего в то время уже в Нижнем Новгороде и, как оказалось, теснейшим образом связанного с нашим городком, стала постоянно притягивать внимание. И то, что известно сейчас об этом человеке, тянет не то что на рассказ, а на целый роман с увлекательным сюжетом.


ПОБЕДА РОЖДАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ ТРУДНОСТИ

Будущий чемпион мира родился в 1967 году в Арзамасе-16, и в детстве мало что предрекало ему славу и известность одного из сильнейших борцов мира.

Мама, Валентина Ивановна, говорит, что он был тихим, спокойным малышом, не умеющим даже дать сдачи обидчикам. Он очень хорошо учился, был послушным, а мама долго была для него самым авторитетным человеком; наверное, до тех пор, пока не появился в его жизни Виталий Карлович Михайлов, тренер школы самбо.

Встреча с ним определила судьбу мальчика: всё лучшее, что должно быть в мужчине, воспитывал педагог в юных спортсменах. Где-то лет в пятнадцать талантливый воспитанник Михайлова был приглашён в Кстово, в школу олимпийского резерва (ныне Академия самбо).

Вышло так, что важнейшие, порой самые непредсказуемые решения Олег очень рано научился принимать сам. «Как-то уезжал он с командой на сборы, — вспоминает Валентина Ивановна. — Гляжу: он стоит такой маленький, и мне его так жалко стало. А он как почувствовал это и говорит: «Мама, ты не переживай. Ведь когда я вырасту, мне же всё равно придётся жить самостоятельно и отвечать самому за всё». Воистину это были вещие слова; себя и свою жизнь Олег Тактаров сделал сам.


АМЕРИКА — РАЗЛУЧНИЦА

Олег Тактаров

На тиражировавшихся по всему свету видеокассетах записана схватка О. Тактарова с опытнейшим борцом мирового уровня Дэвидом Эбботом, по кличке Танк. Их встреча состоялась в городке Каспер штата Вайоминг (США), в условиях высокогорья и 45-градусной жары, в родных для тяжеловеса Эббота краях.

Проходил шестой турнир «Боёв без правил» — «Ультимайт файтинг-6» (UFC-6), который собрал десятки тысяч зрителей на стадионах и миллионы — у телевизоров. Эти бои не зря считаются кровавыми, гладиаторскими; кроме некоторых ограничений, в них разрешается практически всё, и жесткость этих турниров общеизвестна.

Дэвид Эббот - просто ТАНК

Их поединок длился 17 минут — рекорд для «Боёв!» Иногда зрителям казалось, что противники полностью отключились и лежат бездыханные. И вновь тяжелейший Эббот подминал под себя Олега, давя огромной тушей, но последним усилием ему удалось поймать Танка на болевой приём. Выносливость и мастерство оказались важнее грубой силы.

После боя, в котором О. Тактаров стал чемпионом Америки, он несколько часов лежал под капельницей. Около 5 литров физраствора ввели в его почти обезвоженный организм. Цена этой победы летом 1995 годы была высокой: кроме призового фонда спортсмен получал официальное разрешение на жительство в США.

... А что было до этого? В России, тогда ещё в СССР, Олег прошёл достаточно привычные для всех советских ребят «этапы пути»: служба в армии, учёба в институте, перспектива — зарплата инженера. Правда, всё время на первом плане был спорт: самбо, потом дзюдо и другие восточные единоборства. Соревнования, победы, а между ними — тренировки. Он был действительно очень популярен в те годы: многие национальные спортивны клубы по рукопашным боям бывших союзных республик считали за четь участие такого сильного борца в своих чемпионатах.

Но тут грянули новые времена, и боец по жизни О. Тактаров рискну броситься в пучину зарождающихся рыночных отношений. Получилось. И неплохо. Но столько мути и грязи пришлось увидеть человеку, привыкшему к честным, открытым поединкам, что он оставил бизнес.

По-прежнему отдушина была в спорте; в это время Тактаров поменял самбо на выступления в «Боях без правил», которые только начинали культивироваться в нашей стране. Вскоре стал победителем турнира в Риге. Латвия к этому времени уже наслаждалась собственным суверенитетом, и первая победа русского парня уже в своей подгруппе зацепила их гордость.

На рынке, куда Олег зашёл с другом, местные омоновцы отделали их прикладами и заперли в кутузке. Из тюрьмы им удалось выйти за 30 минут до схватки. После победы в финале Олег вызвал на бой двух омоновцев и уложил их через 55 секунд. В Россию возвращались, прячась от этих «латышских стрелков».

В том же, 1994 году, в ноябре, получив визу на год, взяв около 100 долларов, он улетел в Лос-Анджелес. В Нижнем Новгороде оставались жена и сын, в Заречном — мама и сестрёнка Маша, главные его корешки на российской земле. Маме, купив на призовые деньги видео и стенку, он пообещал: «Скоро вернусь». Хотя уже тогда принял фантастическое решение — покорить Америку. Не силой и мощью мышц на спортивной арене, а ... актерским мастерством в Голливуде.

Его история в Америке занимательна для тысяч чужих людей, а материнское сердце постоянно болело, хотя Валентина Ивановна очень долго не знала всей правды о том, как далёкая страна встретила её сына.


СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ

Олег Тактаров в фильме

Идиллические представления о щедрости великой нации рассеялись быстро, и, хотя от душевной доброты, открытости и широты характера Олега с годами не убавилось ничего, побороться с обстоятельствами ему пришлось. Поставив перед собой сверхзадачу, своим упорством и целеустремлённостью он её решил.

Да, сейчас, к 2001 году, О. Тактаров, бывший борец, которого до сих пор называют «Русский медведь», «Человек с железной волей», стал актёром. Он снялся в нескольких голливудских фильмах весьма приличного уровня, сыграв главных, но конечно же отрицательных героев (на то он и русский).

Ленты «Плохой полицейский», «Абсолютная сила», «15 минут», не считая множества эпизодических ролей и рекламных съёмок, — таков багаж отчаянного смельчака, который у себя дома ни разу не стоял даже на сцене. Партнера О. Тактарова были Роберт Де Ниро, С. Сталлоне, Стивен Сигал, Тимоти Боттомс.

Режиссеры используют весь арсенал внешних данных Олега: его небесно-голубые глаза на мужественном лице, атлетическое сложение и потрясающее мужское и человеческое обаяние, перед которым даже ушлые режиссеры американского кино не смогли устоять.

Так, в одном из последних фильмов герой О. Тактарова после серии преступлений гибнет, и по сценарию мучительная смерть его — возмездие этому злодею. Однако, поработав с актёром, авторы фильма сменили финал: он умирает, но всё, начиная от музыки и кончая постановочным антуражем, создаёт настроение грусти и сочувствия к запутавшемуся человеку.

В первых фильмах создатели эксплуатировали лишь борцовские качества и спортивные навыки новичка. Сейчас трюков становится меньше, они уступают место актёрской игре. (Хотя постановщик киношных фокусов Дж. Лебел заявил в интервью телеканалу «НТВ», что Чак Норрис всегда был трюкач №1, теперь на это место можно поставить Олега Тактарова.) Кстати, уже в Америке он закончил актёрскую школу по системе Станиславского.

Первые успехи, известность, молодая красивая жена, деньги, дружба с американскими актёрами и представителями российской культуры и спорта в Америке, до среди гор, на одной стороне которых установлена известная всему миру надпись «HOLLYWOOD», — всё это сейчас есть у новоиспечённого гражданина Америки, который не является чужим и для нас, зареченцев, ибо, говорят, очень часто вглядывается он в океанскую даль, мечтая то перенестись в зелёный городок, где живут его самые близкие люди, то собрать их всех там, на берегу великого океана.

Где лучше? «Конечно в Америке», — скажут многие. Однако Олег знает, что этой стране не нужны бедные, безвестные, неумелые люди. «Если хочешь попасть сюда и чего-либо добиться, то ты должна уметь делать что угодно, но так, как никто этого не умеет», — этим основным законом жизни в США старший брат делиться со своей сестрёнкой, которая в этом году закончила 10-ый класс 217 школы.

Америка мило улыбается, но, хлебнувши после приезда лиха, О. Тактаров хорошо запомнил, что за стандартной приветливостью — жёсткий и равнодушный мир. Об этом — в следующем рассказе.


НА ЧУДО НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Олег Тактаров

Преодолев огромное расстояние на «Боинге», — а курс самолёта лежит над Гренландией, западной частью Канады и северной Америки, потом опускается к южным штатам США, — наш герой оказался в Лос-Анджелесе. Позднее Олег написал о том времени в своих заметках, опубликованных в журнале «Супермен»: «Почти нулевое знание языка и ни одного знакомого в стране».

Трудно предположить, что 27 летний чемпион, умный и здравомыслящий человек (его бизнес в Н.-Новгороде быстро шёл в гору), мог быть столь наивным, чтобы надеяться на некое волшебное слово, которое откроет перед ним двери «Фабрики грёз». Да нет, в чудо он не верил, просто был уверен, что выручит умение преодолевать трудности.

Наверняка, путешественник был потрясён яркостью красок, роскошью и ухоженностью Лос-Анджелеса, но на этом празднике заокеанской жизни он явно был чужим. Не раз потом в интервью О. Тактаров признавался, что первые два месяца после переезда были сущим кошмаром. Ночевал даже на пляжах, скудно питался, экономил самым нещадным образом. Наверное, существовал простой выход: начать работать или подсобным рабочим, или там, где американцы привыкли терпеть таких «нелегалов», каким был он.

Однако сразу получив увесистый шлепок от реальной заграничной жизни, Олег не отказался от своей цели. Не удалось сразу пробиться на съёмочную площадку, значит, надо вновь выходить на спортивный помост.

Случай свёл Тактарова с армянскими дзюдоистами, имевшими свой клуб. Ещё в СССР ему не раз приходилось встречаться на соревнованиях с ребятами из Еревана, поэтому языком армянским, как оказалось, он владел куда свободнее, чем английским. Здесь-то и удалось договориться об участии в матче. Показав класс борьбы, спортсмен-универсал без труда победил всех, и уже через две недели выиграл открытое первенство Америки по дзюдо. (Заработав гонорар, борец впервые за несколько недель ел мясное блюдо.)

Поразившему многих россиянину кто-то дал визитку с адресом другой школы; в ней, у братьев Грейси занимались мастера джиу-джитсу. Появившись в новой компании, Олег продемонстрировал своё умение и здесь: пригодились уникальные приёмы самбо, неизвестные местным борцам. В конце концов, он вышел на фирму, набиравшую участников для турнира «Бои без правил», (UFC).

Контракт, который следовало подписать, содержал условия кабальные, но жить было не на что и негде. Между тем, ловкий менеджер, гарантировавший участие в матче, рисовал светлые перспективы будущей жизни в Далласе, куда он заманивал молодого человека.

Мираж рассеялся сразу, как только Олег приехал в Техас. В недавно показанном по НТВ фильме есть фрагмент старой видеозаписи, где он, сидя пред камерой, делиться со своим другом, оставшимся на родине, «правдой жизни». С товарищем Олег не лукавил: «Ужасная квартира. Я — один белый во всём доме. Сверху африканские песни, справа — мексиканские. Тараканы в комнате величиной с палец»...


ВПЕРЕД НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ, СЗАДИ НЕ ОТСТАВАЙ

Но бытовые неудобства были на самой серьёзной проблемой: многим не нравилось, что русский парень кладет на лопатки местных кумиров. Его постоянно ставили в невыгодные ситуации, и Олег все глубже стал осознавать уязвимость своего положения, кроме того, постоянные, грубые бои начинали сказываться и на здоровье — часто болела голова. Победа в престижных "Боях" могла бы существенно изменить статус пока ещё безвестного в спортивном мире Америки парня.

В то же время, как позже убедился Тактаров, отсутствие громких побед в чём-то и помогло ему: слава о новом борце распространялась в небогатых кварталах и, по словам Олега, именно здесь он нашёл себе первого друга, тренера по кик-боксингу, полумексиканца Алекса, который помогал ему в изучении сразу двух разговорных языков: английского и испанского, а крое того, нередко приглашал к себе в дом поужинать.

... За две недели до UFC-5 Олег получил травму колена; даже ходить стало больно. И первые схватки он провёл по собственной схеме. «Я придумал так, — вспоминает ныне чемпион, — сначала отступить и, захватив соперника, падать с ним на спину, не задев колена. Первый бой — сработало. Второй бой — соперник на 30 кг тяжелее, у него рассечена брось, и в тот момент, когда я делаю болевой приём, — судья из-за крови останавливает нас. Так повторялось несколько раз, и хотя противники уже хлопали рукой по ковру (знак признания поражения — ред.) — судьи победить мне не дали».

Но в том чемпионате Америка увидела новую спортивную звезду, и с того времени не самое оригинальное прозвище, «Русский медведь», закрепилось за Тактаровым. Запомнился он публике и манерой выхода на ринг: спокойно, с достоинством, без привычных для американцев ужимок и гримас.

Первый успех изменил положение «начинающего» лидера среди спортивной братии среднего уровня. До того он был вроде со всеми наравне; более того, многие понимали шаткость положения эмигранта. Теперь, выйдя в группу сильнейших, он потерял поддержку бойцов «из народа», хотя в Далласе среди любителей вырос интерес к самбо, и у Олега появились первые ученики.

Жить стало легче, чаще начал звонить домой, и всякий раз, разговаривая с сыном, Валентина Ивановна слышала его полный оптимизма голос: «Не волнуйся, всё хорошо». (До лучших же времён надо было ещё дожить.)


ПОСЛЕДНИЙ БОЙ, ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ

Кен Шемрок

В числе учеников О. Тактарова оказался популярный в Америке и Европе Кен Шемрок (его приравнивают к Майку Тайсону в боксе). По его просьбе Олег показал и объяснил многие приёмы, в том числе кое-что из личного арсенала. (Потом, спустя некоторое время, Олегу самому пришлось встретиться с Кеном уже на ринге).

Можно говорить об излишней доверчивости соискателя побед в Америке, но тогда, в 95-м, дружба с Шемроком помогла встать на ноги. Вместе они отправились в Калифорнию, где Тактаров впервые испытал, что в Америке можно жить с комфортом, в квартире из нескольких комнат, с ванной и душем, в радующей глаз местности. Но по-прежнему мучило отсутствие вида на жительство, вот тогда-то и получил он достаточно конкретное обещание: право гражданства — за победу в очередных «Боях».

Выиграв на пределе возможности американские «Бои без правил» у Д. Эббота, О. Тактаров стал вскоре гражданином страны. Его триумф был большой радостью и для соотечественников: русские армяне, евреи торжествовали вместе с новым чемпионом Америки. А ему нужны были тренировки, хорошие спарринг-партнёры, массажист.

И вновь, снявшись с места, он двинулся в Нью-Йорк. Здесь, на Брайтон-Бич, где «на четверть наш народ», Олег почувствовал себя в родной среде, хотя и с местным привкусом. (Выражение: «Не имей сто рублей, а имей... тыщу», — это о здешних нравах.) Тем не менее, как раз в тот период здесь образовался Фонд ветеранов советского (!) спорта.

Пытаясь прижиться за океаном, не раз убеждался Тактаров в справедливости русской поговорки: «Дружба дружбой, а табачок врозь». Кинематограф, мечты о котором не оставляли его, принимать самозванца не хотел, поэтому надо было до конца использовать свои преимущества.

Марко Рурес

Очередной, седьмой по счету «Ultimate Fighting» в Буффало собрал грозную боевую силу. После того, как О. Тактаров подал заявку на участие в третьем для себя в США турнире, ему быстро дали понять, что он становится персоной «нон-грата». В его номер гостиницы звонили по ночам, не давая спать, на улице провоцировали драки, за которые можно было серьёзно поплатиться.

Несмотря на все козни, Олег стал участником этой встречи. В полуфинале, где он встретился с легендарным бразильцем Марко Руресом, судья останавливал поединок в выигрышных для русского ситуациях. Дала знать о себе старая травма: «вылетел» коленный сустав и вправлять его пришлось прямо на ринге. В этом бою Тактаров победил.

ДенСеверен

В следующем сражении, уже с Деном Севереном, длившемся 30 минут, всё сошлось против Олега. Мощный американец (вес — 130 кг) отдыхал перед выходом час; ему же досталось лишь 10 минут, которые «заботливые» врачи посвятили контролю за состоянием опасного для Дена противника. Постоянно слушая пульс, они заставляли его: встать, лечь, присесть!

В бой он вступил обессилевшим, но схватка была отчаянной; своими испытанными приёмами россиянин доводил бой до финального момента, когда противник уже ничего не мог предпринять, но и у Олега не хватило сил завершить поединок. Судьи отдали победу Северену, хотя последние минуты тот только и мог царапать лицо Тактарова, надеясь что из-за кровотечения бой будет остановлен.

Это был несчастный случай, когда на трибунах в финале не было обычного шквала эмоций: зрители видели несправедливость арбитров. Особенно переживала русская община, снарядившая автобус в Буффало, поболеть за «своего». Тем не менее, известность О. Тактарова росла, и несмотря на то, что в «Боях без правил» он более не выступал, авторитет борца у него оставался по-прежнему велик.

Чемпиона часто приглашают для консультаций, он проводит семинары в других странах. На Карибских островах был снят учебный видеофильм о системе тренировки О. Тактарова.

Однако, спорт в чистом виде уступает место работе в кино. От эпизодов, силовых трюков в боевиках он сделал серьёзный шаг к исполнению главных ролей в голливудских фильмах, что несомненно расширяет границы его популярности. Несколько раз Тактаров приезжал в Россию; в 1998 году в качестве почётного гостя он присутствовал в Москве на чемпионате мира по боям без правил. Когда над трибунами Лужников объявили его имя, весь стадион встал, аплодируя чемпиону. Гордясь Олегом, рядом стояла мать.

Тысячи людей приветствовали Олега Тактарова не потому, что он был гостем из Америки, а потому, что приехав туда, он занял в скупой на признание стране достойное место только благодаря огромному упорству, мужеству и силе характера.

Жизнь в Америке

Ограничится ли он теперь тем благополучным, достаточно устойчивым положением, которое обеспечил себе и жене Маше (она — россиянка, родом из Барнаула)? Или неожиданно для окружающих поставит перед собой новую цель, ради которой опять нужно ломать всё, завоёвывать новые высоты? Этого сейчас не скажет никто.

Смотреть видео боев

P.S. При подготовке материала использована информация, предоставленная Валентиной Ивановной Струшунской, матерью О. Тактарова. Фото из семейного архива.

"Заречье" №26, 27 / 2001г.
Электронная редакция: www.sambo.spb.ru / 2001




" + "
Введите код на картинке:" + "
" + "
" + ""; var InnerDiv = document.getElementById("reply_comments_form_" + parent_ID); if(!InnerDiv.innerHTML) InnerDiv.innerHTML = FormBody; else InnerDiv.innerHTML = ""; }
Комментарии читателей:

Гость 03.03.2009 13:06
Классно!!!





Обратная связь
Имя:
Email:
Сообщение: